Шашки правильное начало партии. Как играть в шашки и всегда выигрывать. Как играть в русские шашки? Правила

Эта информация поможет новичкам в шашках научиться во время игры находить и проводить простые комбинации.

В предыдущих материалах сайта начинающие игроки могли узнать простые советы о том, как играть в шашки, чтобы выигрывать . Среди разнообразных приемов достижения победы в игре особое место занимает комбинация , с ее помощью можно добиться разных результатов: выиграть одну или несколько шашек соперника, пройти в дамки — все это поможет выиграть в шашки (или хотя бы не проиграть в трудной позиции).

О том, что такое комбинация и как важно уметь пользоваться в игре этим грозным оружием, Вы можете узнать, прочитав один из , посвященных комбинации в шашках .

Для тех, кто только начинает учиться играть в шашки, найти комбинацию в игре поначалу кажется сложной задачей. Но, оказывается, если знать некоторые приемы и хитрости можно легко научиться проводить в игре тактические удары – простые комбинации . Самое главное для новичков – это помнить, что именно изучение комбинационных приемов (начиная с простейших) является одним из первых важных этапов освоения шашечной игры и способов достижения выигрыша.

В чем хитрости простейшей тактики в шашках ? Начнем с того, что любая комбинация в шашках основана на правиле игры «бить обязательно». Именно поэтому у одного из игроков появляется возможность, отдавая свои шашки, управлять шашками соперника для достижения своих целей в игре. Но комбинация не получится, если жертвовать свои шашки бессмысленно. Для проведения простейшего тактического удара в шашках нужно научиться следующим хитростям:

  • использование ударной группы шашек,
  • использование ситуации, когда соперник нападает на Ваши шашки,
  • вскрытие нужных полей.

Овладение этими приемами поможет провести простейшую комбинацию в шашках , далее рассмотрим указанные приемы на практике.

Для проведения комбинации используем ударные группы шашек

Одним из видов ударной группы шашек является колонна, колонну из шашек нетрудно заметить и построить во время игры.

ход белых

В этой ситуации колонна из шашек позволяет белым быстро выиграть: 1.gf6 e:g5 2.ef4 g:e3 3.f:d8 x

ход белых

Еще пример ударной группы шашек, при помощи которой белые проводят простой тактический удар: 1.ab6 a:c5 2.cd4 c:e3 3.d:f8 и выигрывают: 3… hg3 4.fc5 gh2 5.cg1 x

ход белых

Ударная группа необязательно должно состоять из большого количества шашек, комбинационный удар могут осуществить даже две шашки: 1.dc5 b:d4 2.dc3 b:d2 3.c:g5 x

Вывод: важно уметь найти или построить ударную группу шашек, способную нанести комбинационный удар, идея такого удара будет зависеть от расположения шашек соперника.

И еще важный момент: искать возможности для проведения в игре тактического удара обязательно нужно и со стороны соперника. Вот простой пример:

ход белых

Белые, увидев возможность прохода в дамки, поспешили ей воспользоваться, не оценив комбинационных возможностей соперника: 1.а5-b6? Но черные только этого и ждали: 1… dc5! 2.b:d4 hg5 3.h:f6 g:e1 x

Просто, не правда ли? Если для Вас это слишком просто, то не теряйте времени и приступайте к изучению более сложных комбинаций, о том, как подготовить и провести такие комбинации в шашках — в других материалах сайта, следите за новостями . Интерактивный тест со сложными комбинациями можно .

Нападение соперника на Ваши шашки – прекрасный повод для комбинации

ход белых

Черные напали сразу на все шашки белых, и будь сейчас ход черных, они уничтожили бы соперника одним ударом. Но очередь хода за белыми и выигрывают именно они: 1.ba3 a:c5 2.b:h6 х

Вот пример немного сложнее:

ход белых

Здесь белые, пользуясь тем, что следующий ход черных будет обязательным, успевают расположить свои шашки нужным образом и нанести победный удар:

1.cb2! h:d4 2.bc3 d:b2 3.a:c7 с выигрышем.

Еще один небольшой совет: прежде, чем проводить комбинацию в шашках не забудьте оценить, к чему это приведет. Не каждая комбинация позволит выиграть в шашки.

Следует отметить, что для рассмотренных выше случаев комбинационный дар был возможен благодаря тому, что шашки соперника были расположены так, что между ними были свободные поля для удара. Такое расположение шашек, называемое еще «решетчатым» или «дырявым», может служить хорошим признаком для возможного проведения комбинации.

Тактический удар можно осуществить путем вскрытия нужного игрового поля

Под вскрытием поля понимается принудительное удаление шашки соперника с определенного игрового поля (посредством жертвы своих шашек). На практике это выглядит так:

ход белых

Если белые заметят, что отсутствие черной шашки d6 поможет им легко пройти в дамки и выиграть, то они без труда смогут осуществить свой замысел: 1.hg5 h:f4 2.g:e5 d:f4 3.b:b8 и дальнейшее сопротивление бесполезно, например: 3…fe3 4.cb4 hg7 5.ba7 x

ход белых

Здесь очевидно, что белым нужно убрать черную шашку f6, но сделать это можно даже двумя способами. Хотя оба они выигрывают, но надо выбирать, конечно, вариант, который доставит меньше хлопот с реализацией преимущества.

1.ab4 [можно и 1.dc5 f:b6 2.h:d8 или 2.h:h8 и белые должны выиграть]

1…a:c3 2.d:b2 f:d4 3.h:h8 (или 3.h:d8 х) 3…de3 4.he5 ab6 5.bc3 ba5 6.cb2 x

Рассмотренные способы вскрытия нужных полей просты и очевидны, часто для осуществления комбинации со вскрытием приходиться приложить в игре гораздо больше усилий.

И опять о главном для новичков:начинающим игрокам необходимо как можно больше решать заданий с комбинациями, такие задания без труда можно найти, шашечной литературы на тему тактики в шашках достаточно много. Часть книг и журналов, позволяющих развивать комбинационное мышление, можно найти в разделе .

В завершение предлагаем посмотреть небольшой видеоролик из которого Вы узнаете, какой эффект на соперника может произвести даже простая комбинация в шашках . Желаем удачных комбинаций, подписывайтесь на рассылку , чтобы не пропустить новую интересную информацию: комбинациям в шашках и советам для начинающих будет посвящен целый ряд выпусков.

Приемов выигрыша шашки несчетное множество. Это может быть атака на прорвавшуюся в тыл и недостаточно защищенную шашку.

В позиции на диаграмме 24 у белых только две защиты, а у черных три последовательных нападения. Но прямая атака на изолированную шашку "е5", прорвавшуюся в лагерь соперника, не приносит успеха: 1...е7-f6 2. d2-с3 f6:d4 3. с3:е5 d8-e7 4. c1-d2 е7-f6 5. d2-с3 f6:d4 6. с3:e5 f8-e7 7. b2-с3. Надо идти окольным путем: 1...е7-d6 2. g3-f4 f8-e7 3. b2-с3 d6-c5. Теперь шашка белых гибнет, так как в случае 4. d2-е3 возможно 4... с5-d4 5. е3:с5 с7-d6 6. е5:с7 d8:b2 7. c1:а3 g7-f6, и черные занимают оппозицию.

Наиболее сложные приемы выигрыша шашки связаны с искусным позиционным маневрированием, вынуждающим соперника пойти на материальные потери. Тут же следует сказать, что бывают сознательные жертвы, приносящие полезные плоды. Такие жертвы - важный тактический прием. О нем речь впереди. Здесь мы рассмотрим только комбинационные способы выигрыша шашки.

Простейшая формула выигрыша шашки: поддать одну и взять две.

Если потерянным шашкам придать знак минус, а приобретенным - плюс, то простейшая формула примет вид: - 1 + 2 = 1 , то есть, действуя по этой формуле, мы выигрываем шашку. Формула может быть усложнена: взять три шашки за две (- 2 + 3 = 1) , четыре за три (- 3 + 4 = 1) и т. д.

Разумеется, что проводящий упомянутые комбинации должен четко представить позиции, возникающие после взятия. Иначе он может угодить в расставленные противником сети.

Начинаем иллюстрацию сказанного. Во всех примерах участвуют только простые, везде ход белых.

Белые: f2, gl.

Черные: d4, h4.

У белых три возможности. Одна ведет к выигрышу шашки, точнее, к уничтожению всех сил черных, другие приводят к поражению. Читатель легко убедится в справедливости этого утверждения.

Белые: а3, c1, f2, g1.

Черные: b6, с5, d4, h4.

Могут ли белые выиграть шашку? Здесь уже нужна некоторая проницательность. Сначала попробуйте, как мы договорились, испытать смекалку. Затем проверьте свои решения.

1. а3-b4 с5:а3 2. f2-g3 h4:f2 3. g1:a7. У черных осталась шашка, но она обречена. Тут действовала формула - "поддать две, а взять три" (- 2 + 3 = 1) .

Белые: а3, c1, f2, g1.

Черные: с5, d4, d6, f6, h4.

Механизм выигрыша двух шашек почти такой же, как в предыдущем примере. Но есть элемент новизны. Финальный удар совершается на g5.

Итак, контуры комбинации обозначились: 1. а3-b4 с5:а3 2. f2-g3 h4:f2 3. g1:g5 ×.

Надеюсь, что у всех моих читателей окажется творческая жилка. И если вам встретится, например, такая позиция: белые - a1, b2, с3, f2, h4; черные - а5, е5, е7, f6, g7, то решение не доставит особых хлопот и не вызовет трудностей. Комбинационное зрение (умение находить комбинации) должно сработать автоматически: 1. h4-g5 f6:h4 2. с3-b4 а5:с3 3. b2:b8 (или d8) с выигрышем.

Замечу, что если у черных была бы еще одна шашка на а7, то взятие на d8 привело бы к проигрышу. Этот тезис я привожу для самостоятельной проверки.

Рассмотрим другую группу позиций.

Надо иметь в виду, что здесь в основном* приводится лишь идея приема. Чтобы отыскать его на практике, нужны определенные навыки.

Белые: b2, c1, d4.

Черные: b4, d6, f6.

Позиция поддается исчерпывающему разбору, и мы рассмотрим по порядку все возможные ходы. 1. b2-а3. Белые атакуют все три шашки соперника. Но это черным не страшно. Например, 1... d6-е5 2. а3:с5 е5:с3 3. с5-d6 f6-g5 4. d6-c7 g5-f4, и, куда бы белые ни поставили дамку, черные спасаются: 5. с7-b8 f4-е3 6. b8-g3 е3-d2 или с3-b2 с прорывом. Заметим, что 6... сЗ-d2? ведет к поражению: 7. g3-e1 е3-f2 8. c1:g1 ×. Примерно так же развивается борьба при превращении на пятом ходу простой "с7" в дамку на поле d8.

После 1. b2-а3 возможен более короткий путь к ничьей: 1... d6-с5! 2. d4:b6 b4-с3, и черные неминуемо прорываются на a1. Ничью дает и 1... b2-с3.

Три дамки против одной выигрывают лишь в том случае, когда они владеют большаком. Из этого следует, что возникшее окончание не сулит белым успеха. Но черным надо поскорее избавиться от простой "f6". В противном случае белые могут поставить ряд ловушек. Вот одна из них: 3. b6-с7 с3-b2 4. с7-b8 b2-a1 (лучше сразу же отдать шашку) 5. b8-а7 a1-е5 6. c1-d2 e5-al 7. d2-е3 a1-e5? 8. а7-b8, и черная дамка - в капкане.

Другая возможность белых: 1. b2-с3 приводит к проигрышу: 1... b4:d2 2. c1:е3 f6-g5 3. d4-c5 d6:b4 4. е3-d4 g5-f4. Две шашки черных обезопасили одну активную шашку белых.

Разберем третью возможность: 1. d4-с5.

Помните, такое положение называется любками? Здесь черные могут ответить 1... b4-с3 2. b2:d4 (вынуждено) 2... d6:b4 3. c1-d2 f6-g5, и шашки расходятся в разные стороны - ничья неминуема.

После 1. d4-с5 есть и другой способ достижения ничьей: 1... d6-е5 2. с5:а3 е5-d4 (легко убедиться, что годятся и другие ходы) 3. c1-d2 f6-g5 (только так! 3... f6-е5? ведет к проигрышу: 4. b2-с3 d4:b2 5. а3:c1 ×) 4. b2-с3 d4:b2 5. а3:c1 g5-h4! 6. d2-е3 h4-g3, и белые должны мириться с ничьей, ибо жертва 7. е3-f4 приводит к проигрышу.

Однако в исходной позиции у белых есть эффективный путь к победе: 1. d4-е5 с последующим 2. b2-с3. Все силы черных уничтожаются. Суть приема не изменится, если в исходной позиции простую "b2" переставить на поле d2, или простую "f6" на b6 (в этом случае первый ход будет на с5). Возможны обе перестановки одновременно.

Белые: d2, d4, e1, f4.

Черные: b6, d6, f6, h6.

Четырехходовая комбинация приводит к уничтожению всех сил черных: 1. d4-е5 f6:d4 2. f4-g5 h6:f4 3. d2-e3 f4:d2 (или d4:f2) 4. e1:a5. Ясно, что в исходной позиции белая "d2" может находиться на f2.

Рассмотрим две короткие партии.

1. а3-b4 b6-а5 2. е3-d4 с7-b6 3. d4-с5 b6:d4 4. с3:с7 d8:b6 5. g3-f4 a5:с3 6. b2:d4 e7-d6? Теперь следует уже знакомая вам комбинация: 7. d4-е5 f6:d4 8. f4-g5 h6:f4 9. f2-е3 (или d2-е3) d4:f2 10. e1:a5. Комбинация дала возможность белым выиграть шашку. Остается реализовать материальное преимущество.

1. g3-f4 b6-а5 2. с3-d4 f6-е5 3. d4:f6 g7:g3 4. h2:f4 d6-c5 5. d2-c3 h8-g7 6. с3-b4 a5:c3 7. b2:b6 a7:c5 8. al-b2 g7-f6 9. b2-с3 e7-d6 10. c3-d4 c7-b6? Идея вам известна: 11. d4-e5 f6:d4 12. f4-g5 h6:d2 13. e1:a5.

Исчерпать все способы выигрыша шашки или нескольких шашек, даже наиболее часто встречающихся, вряд ли возможно. Это и не нужно. Надо, чтобы читатели научились сами распознавать и создавать подобные ситуации.

Ограничимся еще несколькими примерами.

Белые: f4, f6, g3, h2.

Черные: b4, b8, d4, f8.

Все просто: 1. f6-g7 f8:h6 2. f4-g5 h6:f4 3. g3:a5, имея лишнюю шашку, белым удается обезвредить активную простую соперника: 3... b8-с7 4. h2-g3 c7-d6 5. g3-f4! (иначе ничья) 5...d6-с5 6. f4-е5 ×.

Вот эта же идея в сложной ситуации (диаграмма 25).

Здесь комбинация не бросается в глаза: 1. d4-e5 f6:d4 2. f2-g3 d4:f2 3. d2-e3 f2:d4 4. f4-g5 h6:f4 5. g3:e5, снимая пять шашек.

Белые выиграли шашку. А дает ли это преимущество выигрыш партии?

Разберем возможности сторон. 5...с5-b4 6. h4-g5. Не приносит успеха 6. е5-f6 e7:g5 7. h4:f6 b4-с3 8. f6-g7 с3-b2 9. e1-d2 (иначе черные создают для белых простых "e1" и "b2" заставу по тройнику) 9... b2-c1 10. d2-с3 а7-b6, и черные добиваются ничьей. Например, 11. с3-d4 b6-а5 12. g7-h8 а5-b4 и т. д. При 11. g7-h8 b6-с5 12. h8-f6 c1-f4 13. f6-g7 f4-g5 ничья очевидна. 6...b4-с3 7. е5-f6 с3-b2 (это сильнейшее продолжение, так как после 7...е7-d6 8. f6-g7 с3-b2 9. g7-h8 b2-c1 10. g5-h6 c1-a3 11. h8-a1 выигрыш белых - дело несложной техники, ибо все простые проходят в дамки без затруднений) 8. f6:d8 b2-a1. В дальнейшем белые проводят простые на f4, g5, h6 (черные вынуждены все время охранять дамкой большую дорогу), а дамку - на h2 по маршруту d8-а5-e1-f2-g1-h2. За это время простая "а7" попадет на поле с3, а дамка черных может находиться на a1 или b2.

Способ выигрыша впервые нашел В. А. Соков. Разбор этой позиции смотрите далее.

Вернемся к позиции, показанной на диаграмме 25.

Оказывается, кроме рассмотренной комбинации, белые могут буквально разгромить бастионы противника 1. d4-e5 f6:d4 2. d2-с3! d4:b2 3. е3-d4! c5:g1 (вынуждено) 4. e1-f2 g1:g5 5. h4:a1.

Мы уже говорили, что выигрыш шашки может быть осуществлен бесчисленным множеством приемов. Очень распространен способ, действующий по формуле: поддать две и взять три.

Белые: а3, с3, d2, е3, f4, h4.

Черные: а5, с5, d6, f6, h6, h8.

1. а3-b4 с5:а3 2. f4-g5 h6:f4 3. е3:с5. В подобных случаях часто проходит ответный прорыв в дамки. В нашем примере прорыв невозможен: "3...а5-b4 4. с3:а5 а3-b2 5. d2-с3 b2:b6 6. а5:с7 ×.

Посмотрим, как действует этот прием на практике.

Расставьте все шашки.

1. с3-d4 d6-е5 2. b2-с3 е7-d6 3. е3-f4 (такое начало называется "перекресток" - по рисунку расположения шашек, возникающему на доске) 3...b6-а5 4. f2-е3 с7-b6 5. c1-b2 b6-с5 6. d4:b6 а7:с5?

Этот ход дает возможность выиграть шашку с помощью изучаемого приема. Однако здесь он замаскирован. Сначала мы действуем по другой формуле: поддаем одну и берем две шашки соперника.

7. с3-b4 а5:с3 8. b2:b6 b8-а7.

Черные вынуждены атаковать эту шашку, чтобы отыграть потерянную, но теперь появляется возможность включить в действие основной прием.

9. g3-h4 a7:c5 (другое взятие не изменяет механизма приема) 10. а3-b4 e5:g3 (черные оттягивают плачевную развязку) 11. h2:f4 с5:а3 12. f4-g5 h6:f4 13. а3:е5. Белые выиграли шашку. Реализация полученного преимущества не вызывает затруднений.

Белые: b2, c1, e1, е3, е5, f4, h4.

Черные: b4, b6, с7, d6, f8, g7, h6.

Прием еще больше замаскирован.

1. b2-а3 b4-с3 2. c1-b2! c3:a1 3. e1-d2 a1:f6 4. f4-g5 h6:f4 5. еЗ:а7. Хотя белые действовали по новой формуле - поддать три и взять четыре,- идея приема осталась той же.

Впрочем, после первого хода черных белые могут провести и другую выигрышную комбинацию: 2. h4-g5 f8-е7 (иначе белые ходом 3. g5-f6 легко выиграют) 3. g5-f6! e7:g5 4. е3-d4 g5:c5 5. c1-d2 d6:f4 6. d2:b8. Белые пожертвовали на одну шашку больше, чем взяли в результате комбинации, но они получили грозную дамку, которая и решает исход борьбы: 6...f4-е3 7. b8-а7 b6-а5 8. а7:g1 ×.

В дальнейшем, как мы условились, будем употреблять сокращенную нотацию.

Ознакомимся с комбинацией А. Д. Петрова.

Расставьте на доске все шашки.

1. gh4 ba5 2. fg3 cb6 3. ef4 fe5? 4. fg5 h:f4 5. cd4 e:c3 6. d:b4! a:c3 g:a5. В результате белые выигрывают две шашки, так как простая "с3" тоже гибнет.

Следующая партия.

1. gh4 ba5 2. fg3 cb6 3. ef4 fg5 4. h:f6 g:e5? Теперь в механизм комбинации могут быть внесены элементы новизны: 5. fg5 h:f4 6. cb4 а:с3 7. b:f6 и т. д.

На подобные комбинации в этом начале, носящем название "игра Петрова" (или "игра по углам"), могут попасться и белые.

1. gh4 ba5 2. fg3 cb6 3. cd4 dc5 4. bс3? cb4 5. а:с5 fe5 (fg5) и т. д. с выигрышем двух шашек.

Важное замечание. Конечно, хорошо знать множество комбинаций и уметь применять их на практике. Но часто в шашках этого недостаточно.

Вот яркий пример. В 1952 году в Великих Луках проходил чемпионат Российской Федерации по шашкам. Одна из партий протекала следующим образом.

1. cd4 hg5 2. gh4 ba5 3. ЬсЗ cb6 4. fg3 dc5 5. gf4 gh6 6. fe5 gf4.

Как брать?

Ясно, что нельзя 7. e:g5 h:d6, и черные - с лишней шашкой. Остаются две возможности. Игравший белыми увидел, что если он изберет 7. е:g3, то последует уже известная вам комбинация Петрова, и побил 7. е:g7 h:f6 8. е:g5 h:f4. Далее белые вынуждены были ответить 9. ef2.

Давайте пофантазируем. Уберем шашку "b4", переставим "f6" на поле g7, добавим черные простые на g3 и g5 и проведем комбинацию "удар Наполеона": 9. сb2!! с:c1 10. ed2 с:е3 11. сb4 а:c3 12. b:h8.

В партии было: 9...с:е3 10. f:d4 bс5 11. d:b6 а:с5 12. gf2 fg7. У белых нет полезных ходов, поэтому они пожертвовали шашку "а3" и заняли поле d4, но после 14...bс7 вскоре сложили оружие.

Однако, если бы белые не испугались комбинации Петрова и вникли бы глубже в позицию, то убедились бы, что комбинация не дает черным никаких выгод: 7. e:g3 fe5 8. d:f6 e:g5 9. h:f6 cb4 10. a:c5 b:h4 11. hg3! h:f2 12. e:g3.

Не все шашки на доске равноценны. Наиболее активны те, которые имеют наибольшую свободу действия. Например, центральная "d4" блокирует два поля спереди (с5 и е5) и два поля сзади (с3 и е3). Теперь посмотрим, каковы возможности бортовой шашки. При тихом ходе у нее всего-навсего одна возможность, при ударном - две. Грубо говоря, центральная как бы в два раза сильнее, чем бортовая шашка.

Далее. Рассмотрим возможности простых "a1", "h2", а также "b8" и "а7". Они имеют только одну возможность даже при ударном ходе. Конечно, дать этим шашкам однозначную оценку нельзя. Бывают случаи, когда отсталая, пассивная шашка приносит большую пользу, чем активная. И в том, что даже принципы игры не догматичны,- прелесть шашечной борьбы.

Состав игры:

1.Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, располагающихся по диагоналям. Обозначение игровых клеток буквенно-цифровое (как на шахматной доске).

2. Шашки двух разных цветов по 12 штук.


Цель игры:


Правила:

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловое темное поле было расположено с левой стороны игрока (Диаграмма №1).



Диаграмма №1

Диаграмма №2


Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках, как показано на рисунке. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белым (светлым) цветом. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием (Диаграмма №3). Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.


Диаграмма №3

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле (Диаграмма №2). Если после этого хода имеется продолжение для взятия других шашек соперника, ход продолжается. Шашка (шашки) соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила.


Данные правила игры в русские шашки являются стандартными, но в них могут вноситься изменения, по обоюдному согласию игроков.


Международные (стоклеточные) шашки.

Правила игры в международные (стоклеточные) шашки, очень схожи русскими шашками, но, тем не менее, отличаются.


Состав игры:

1.Игровая доска 100 (10х10) клеток. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям. Все темные (черные) поля имеют определенные номера - от 1 до 50.

2.Шашки двух разных цветов по 20 штук.


Цель игры:

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

При невозможности выигрыша любого из участников игры, партия считается законченной в ничью.


Правила:

В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.



Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на четырех, ближних к игроку, рядах на темных клетках, как показано на рисунке. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белым (светлым) цветом. Ходы осуществляются соперниками поочередно. Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Взятие шашки

Для пояснений, ниже приведены наглядные примеры:



Диаграмма №6

Дамка 10 может взять одну шашку, становясь на поле 46.

Простая шашка 36, снимает 3 шашки соперника, становясь на поле 29.

Поэтому, взятие должна выполнить шашка 36.

Диаграмма №7

У белых есть 2 варианта взятия шашек соперника:

Дамкой 45 можно взять 2 простые шашки и дамку, становясь на поле 16;

Простой шашкой 26 можно взять дамку и 2 простые шашки.

Во всех вариантах качество и количество одинаковое, поэтому игрок выполняет взятие исходя из тактических предпочтений.



Данные правила игры в международные (стоклеточные) шашки являются стандартными, но в них могут вноситься изменения, по обоюдному согласию игроков.


Более подробные правила, при проведении официальных соревнований можно узнать в Кодексе правил вида спорта «Шашки», утвержденном приказом № 481 Минспорттуризма России от «12» мая 2010 г.


Бразильские шашки.

В бразильсие шашки играют на доске 8х8 клеток по правилам международных шашек.


Состав игры:

1.Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям. Все темные (черные) поля имеют определенные номера - от 1 до 32.

2.Шашки двух разных цветов по 12 штук.


Цель игры:

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

При невозможности выигрыша любого из участников игры, партия считается законченной в ничью.


Правила:

В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловое темное поле было расположено с левой стороны игрока.

Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белым (светлым) цветом. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Если после этого хода имеется продолжения для взятия, ход продолжается, при этом выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника, в данном случае дамка не пользуется никакими преимуществами и не накладывает на игрока никаких дополнительных обязательств.

Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила. Шашка (шашки) соперника снимается с доски.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Английские шашки (американские, чекерс)

Состав игры:


Цель игры:

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

При невозможности выигрыша любого из участников игры, партия считается законченной в ничью.


Правила:

В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад

Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Дамка, при взятии ходит только через одно поле в любую сторону, а не на любое поле диагонали, как в русских или международных шашках. Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается любой, наиболее тактически целесообразный (главный критерий - отсутствие дальнейших продолжений для взятий).

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Пул (Pool)

Правила игры в Pool, очень схожи русскими шашками, но, тем не менее, отличаются.


Состав игры:

1. Игровая доска 64 (8х8) клетки. Клетки двух контрастных цветов, обычно белый и темный (серый или коричневый) располагающихся по диагоналям.

2. Шашки двух разных цветов по 12 штук.


Цель игры:

Выиграть партию - когда у соперника не осталось ни одной шашки, шашки соперника заблокированы или соперник досрочно признал свое поражение.

При невозможности выигрыша любого из участников игры, партия считается законченной в ничью.


Правила:

В игре принимают участие 2 игрока. Игроки располагаются на противоположных сторонах доски.

Игровое поле (доска) располагается таким образом, что бы угловая темная клетка была расположена с левой стороны игрока.

Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет белыми (светлыми) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Взятие дамкой шашек соперника может осуществляться через любое количество диагональных клеток, при наличии свободного пространства за «жертвой». Если она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка обязательно должна продолжить взятие последующих и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается любой, наиболее тактически целесообразный (главный критерий – отсутствие дальнейших продолжений для взятий).

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, то шашка продолжает «бой», оставаясь при этом простой.

Итальянские шашки

Правила игры в итальянские шашки напоминают чекерс (Checkers), но, тем не менее, отличаются.

Выбор цвета игроками определяется жребием или по договоренности. Шашки расставляются на трех, ближних к игроку, рядах на темных клетках. Право первого хода обычно принадлежит игроку, который играет черными (темными) шашками. Ходы осуществляются соперниками поочередно.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка имеет право ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад.

Ход считается сделанным, если участник игры после перемещения шашки отпустил руку. Если игрок дотронулся до шашки, он обязан ей сделать ход. Если, кто-либо из соперников хочет поправить шашки, обязан предупредить заранее.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Взятие шашки соперника простой шашкой может производиться только вперед. Простой шашке запрещено «бить» дамку. Дамка, при взятии ходит только через одно поле в любую сторону, а не на любое поле диагонали, как в русских или международных шашках. Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника, в данном случае дамка не пользуется никакими преимуществами и не накладывает на игрока никаких дополнительных обязательств.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

В начале игры все шашки соперников являются простыми. Простые шашки можно перемещать только вперед по диагоналям на соседнюю свободную клетку.

Если простая шашка дошла до последней горизонтали, она становится «дамкой» и обозначается переворачиванием. Дамка может перемещаться по диагоналям на любое количество свободных клеток.

Взятие шашки соперника производится, переносом через неё своей, в том случае, если она находится на соседней с простой шашкой диагональной клетке и за ней имеется свободное поле. Если после этого хода имеется продолжение для взятия других шашек соперника, ход продолжается. Шашка (шашки) соперника снимается с доски. Взятие шашки соперника может производиться, как вперед, так и назад, и является обязательной, если перед началом игры не договорились об изменении этого правила.

Взятие дамкой шашек соперника может осуществляться через любое количество диагональных клеток, при наличии свободного пространства за «жертвой». Если она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка обязательно должна продолжить взятие последующих и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

Взятие шашки соперника обязательное, но при наличии нескольких продолжений «боя», выбирается вариант по «правилу большинства», т.е. взятие наибольшего количества шашек соперника

В тех случаях, когда простая шашка при взятии достигает последнего горизонтального ряда и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

В тех случаях, когда шашка достигла последней горизонтали без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить, при условии, если эта возможность сохранится лишь следующим ходом на правах дамки.

Битые шашки снимаются с доски только по окончании хода, повторное «перескакивание» через битые шашки запрещены.

Шашки – игра, которая появилась в Древнем Египте, и существуют уже более пяти тысяч лет. В Древнем Египте принцип передвижения шашек позаимствован из правил передвижения шахматного слона или ферзя.

В 12 веке французы усовершенствовали эту игру, и с тех пор шашки приобрели такой вид, какой мы знаем сегодня.
В наши дни игру шашки знают и любят во всех странах, люди всех культур и возрастов. Неудивительно, ведь правила игры понятны и очень просты даже маленькому ребенку.

Правила

Научиться хорошо играть в шашки реально. Для этого надо изучить правила шашек в теории, а затем на практике. Рассмотрим игру в классические русские шашки:

1. Главными атрибутами этой игры является шашечное поле из 64 чередующихся белых и черных (темных) квадратов, а также по 12 игровых шашек у каждого из игроков. Один игрок играет светлыми шашками, а его противник темными.
Игра ведется только по темным клеточкам поля.
2.Игра рассчитана на двух игроков. Размещают доску шашечного поля таким образом, чтобы нижняя левая клетка была темного или черного цвета, относительно игроков.
Шашки расставляются игроками на трех нижних от него рядах игрового поля и только на темных клетках. Шашки обязательно должны быть одинаковой стандартной формы, плоскими и круглыми. Не допускается, чтобы раз мер самой шашки был больше, чем клетка поля. Существуют два вида шашек: простые шашки, и шашки которые прошли в Дамки.
У простой шашки ходом называется перемещение на одну клетку по диагонали, по свободным клеткам.
Дамка – это шашка, которая достигла последнего ряда поля. Дамка имеет возможность ходить на любое количество клеток.
3. Если один из соперников играет белыми шашками, он ходит первым.
4. Если игрок коснулся своей шашки с возможностью хода, то он обязан ею ходить.
5. Если на клетке, идущей впереди, шашка соперника, и за ней есть свободная клетка, шашка игрока берет шашку противника. Взятая шашка соперника снимается с доски, и в игре не участвует.
6. Если есть возможность взятия шашки противника, простой ход на свободную клеточку делать не разрешается — надо бить шашку соперника обязательно. Если таких возможностей боя несколько, можно выбрать любой один.
7. Если простая шашка ставшая Дамкой, имеет возможность взять шашку соперника, эта Дамка продолжает ход.
8. Выигрышем партии считаются следующие положения:
8.1. Признание одним из игроков своего проигрыша и его заявление о том, что он сдается.
8.2.Один из игроков не может продолжать игру и сделать ход.
8.3. У игрока на поле закончились все шашки.
8.4. В случае нарушения данных правил и дисциплины.
9. Партия закончилась ничьей в следующих случаях:
9.1. Если выигрыш невозможен ни одним из игроков.
9.2. Если один игрок предложил ничью, и второй игрок ее принял.
9.3. Если на протяжении пятнадцати ходов никто из игроков не брал фишки противника, и были ходы одними Дамками.
9.4. Если одинаковая комбинация появляется на поле три хода подряд.
10.Партия признается недействительной и начинается сначала и, в ситуациях:
10.1. При неправильном расположении шашечной доски.
10.2. При неправильном размещении шашек.
10.3. Если игрок ходит не по правилам.
10.4. Если игрок тронул одну шашку, а ход сделал другой.
10.5. Если игрок снял с доски любую шашку без причины.
10.6. Если игрок сделал обратный ход.

Базовые тактики игры

Если начинающий игрок сыграет с опытным и сильным соперником, оба будут играть по правилам, но выиграет более опытный игрок.
Поэтому очень важно знать следующие базовые тактические приемы:
1. Свести все свои ходы к тому, чтобы как можно быстрее пройти в Дамки самому и не позволить это сделать сопернику. Дамка – сильная шашка, способная передвигаться на дальние расстояния, что дает много возможностей!
2. Стараться к перевесу количества шашек перед противником.
3. Продвижение своих шашек к центру доски. Нужно вести игру так, чтобы шашки противника располагались у края доски. У центральных шашек больше возможностей принести победу.
4. Расчет возможных ходов соперника — они могут быть ложно заманчивыми, поэтому важно понимать их последствия. Очень важно следить за всем ходом игры соперника, поскольку если не успеть разгадать его замысел вовремя, то вероятность Вашего выигрыша снизится.
5. Просчитывать свои ходы на несколько шагов вперед. Чем точнее будет Ваш расчет, тем больше вероятность одержать победу над противником!

Стратегии для выигрыша в шашки

Важно знать и уметь применять, в зависимости от ситуации, несколько выигрышных стратегий:

Стратегия №1: Поддавки — это ловушки для соперника в начале партии. Суть данной стратегии заключается в том, чтобы специально жертвовать свои фигуры противнику для осуществления в дальнейших ходах выигрышных комбинаций.

Стратегия №2: Заход в «любки»: ситуация, в которой одна шашка оказывается между двумя шашками соперника с возможностью взятия одной из них в следующем ходе.

Стратегия №3: Продвижение в Дамки. Суть стратегии — как можно быстрее прорваться и сделать из простой шашки Дамку.

Стратегия №4: Блокирование противника – это ситуация, при которой игрок мог бы сделать ход, и клетки заняты шашками противника. Также ситуацией блокирования называется угроза потери шашки при следующем ходе, по причине соответствующего расположения фишек противника.

  1. Изучение новых шашечных стратегий закреплять только на практической игре.
  2. Играть с сильными игроками, или воспользоваться проверенными программами на компьютере. В игре с компьютером есть преимущество – такие партии можно и нужно сохранять и анализировать. Это позволит учиться на своих ошибках и не допускать их в будущем.
  3. Относиться к каждой партии серьезно и играть внимательно, в полную силу. Шашки — игра интеллектуальная и неосмысленно играть – значит тратить время впустую.
  4. Относиться к проигрышам как к полезному уроку. Следует не сильно огорчаться поражениям, а искать причины ошибок и делать правильные выводы.
  5. Читать книги и журналы по игре в шашки, проходить тесты по шашкам, на которых изображены конкретные игровые ситуации.
  6. Записаться в шашечный клуб, чтобы иметь возможность пообщаться с квалифицированными и опытными наставниками, тренерами и спортсменами. В шашечном клубе проводятся турниры для повышения квалификации и присвоения спортивного разряда по шашкам.

Мастер-класс

Можете просто наслаждаться, но не забывайте черпать полезное для себя.

И помните главное правило – практика превыше всего.

Изучая законы шашечной игры, начинающий шашист не должен запоминать отдельные варианты. Главное - понять сущность применяемых приемов, развить комбинационное зрение, научиться находить сильнейший ход в той или иной позиции. Когда будет накоплен опыт в игре, можно перейти к изучению начал партии. Следует научиться избегать грубых просмотров. Не попадаться на простые комбинации. Если противник допустит ошибку, немедленно использовать ее. В предыдущей главе мы с вами рассматривали различные комбинации. Все они получались либо в середине игры, либо в окончании. Такие же комбинации встречаются и в самом начале партии. Проведению каждой такой комбинации обычно предшествует ловушка. В самом начале шашечной партии встречаются такие позиции, в которых с первого взгляда выгодное продолжение сразу же оказывается ведущим к проигрышу. Попасть в ловушку - это значит понести материальные потери или получить проигранную позицию. В этом разделе мы познакомим вас с ловушками в началах партий. Сначала мы покажем вам простые и постепенно перейдем к наиболее сложным ловушкам.

Первая ловушка

1. аЗ-b4 b6-а5 2. e3-d4 а7-b6 3. d2-e3 f6-g5 4. g3-h4? (Этот неосторожный ход приводит белых к потере шашки. Следовало играть 4. c1-d2.) (Диаграмма 1) 4... b6-c5! и, как бы белые ни побили, они проигрывают шашку. Например: 5. d4:b6 b8-а7 6. h4:f6 а7:аЗ, а следующим ходом черные забирают шашку белых f6.

Вторая ловушка

1. сЗ-b4 b6-а5 2. еЗ-f4 а5:сЗ 3. d2:b4 f6-g5 4. g3-h4? (Ошибка. Белые попадаются на ловушку и теряют две шашки. Правильно играть 4. b2-сЗ.) (Диаграмма 2) 4... g5:e3 5. f2:d4 h6-g5! 6. h4:f6 g7:a5X.

Третья ловушка

1. c3-d4 f6-g5 2. d4-c5 b6:d4 3. e3:c5 d6:b4 4. a3:c5 e7-f6 5. d2-e3 g5-h4 6. b2-сЗ? (Этот ход ведет к проигрышу шашки. Обычно здесь играют 6. b2-аЗ.) (Диаграмма 3) 6... c7-d6! 7. c5:g5 h6:b4X.

Четвертая ловушка

1. c3-d4 d6-c5 2. b2-сЗ f6-g5 3. c3-b4 g7-f6 4. b4:d6 e7:c5 5. g3-h4 c7-d6 6. f1-g3 f6-e5? (Этим разменом черные хотят освободиться от связки и попадаются в ловушку. Надо было продолжать 6... b6-а5 7. d4:b6 а5:с7.) (Диаграмма 4) 7. d4:f6! g5:e7 8. h4-g5! h6:f4 9. g3:a5, и белые выигрывают две шашки.

Пятая ловушка

1. e3-d4 d6-c5 2. f2-e3 f6-g5 3. g3-h4 g5-f4 4. e3:g5 h6:f4 5. a3-b4 с5:еЗ? (Правильно играть 5... с5:аЗ и после 6. d4-с5 b6:d4 7. c3:g3 шашек остается поровну. Ошибочный пятый ход черных проигрывает шашку.) (Диаграмма 5) 6. b4-с5! b6:d4 7. c3:g3, а черная шашка еЗ осталась в плену.

Шестая ловушка

1. сЗ-b4 f6-g5 2. b4-а5 b6-с5 3. b2-сЗ g7-f6 4. g3-f4 g5-h4 5. h2-g3 f6-g5 6. c1-b2? (Один ошибочный ход, и черные прорываются в дамки. В самом начале партии старайтесь не открывать дамочные поля. Следовало играть 6. сЗ-d4.) (Диаграмма 6) 6... с7-b6! 7. а5:е5 c5-d4 8. еЗ:с5 g5:c1, и черные выигрывают.

Седьмая ловушка

1. g3-h4 b6-а5 2. f2-g3 с7-b6 3. еЗ-f4 d6-c5 4. сЗ-b4 а5:сЗ 5. d2:d6 е7:с5 6. b2-сЗ f8-е7? (Черные строят ударную колонну для нападения на белую шашку f4, но они не замечают внезапного и стремительного ответа противника. Правильно играть 6... b6-а5.) (Диаграмма 7) 7. сЗ-b4! с5-d4 (если 1... е7-d6, то последует 8. f4-g5 h6:f4 9. g3:a5, и у белых две лишние шашки) 8. f4-g5 h6:f4 9. g3:c3, и выигрыш шашки должен принести белым победу.

Восьмая ловушка

1. сЗ-b4 b6-а5 2. b4-с5 d6:b4 3. аЗ:с5 f6-g5 4. b2-сЗ g5-h4 5. a1-b2 g7-f6 6. b2-аЗ f6-g5 7. сЗ-b4 а5:сЗ 8. d2:b4 h8-g7? (Ход проигрывает партию. Белые проводят комбинацию и прорываются в дамки. Лучший ответ 8... с7-b6.) (Диаграмма 8) 9. c5-d6! е7:с5 10. b4:d6 с7:е5 еЗ-f4 g5:e3 12. f2:h8 с выигрышем.

Девятая ловушка

1. сЗ-b4 b6-а5 2. b4-с5 d6:b4 3. аЗ:с5 с7-b6 4. g3-f4 b6:d4 5. еЗ:с5 f6-g5 6. d2-e3 d8-c7? (Открывая дамочное поле, черные позволяют белым провести комбинацию. Необходимо было продолжать 6... g7-f6.) (Диаграмма 9) 7. e3-d4! g5:e3 8. с5-b6 еЗ:с5 (не помогает 8... а7:с5, тогда 9. d4:d2X) 9.b6:h4 с выигрышем. Начинающие шашисты очень часто попадаются на эту комбинацию.

Десятая ловушка

1. c3-d4 b6-а5 2. d4-c5 d6:b4 3. аЗ:с5 с7-b6 4. g3-f4 b6:d4 5. еЗ:с5 d8-c7? 6. d2-e3 с7-b6 7. e3-d4 f6-g5? (Этот ход приводит к молниеносному разгрому черных. Но следует заметить, что спасения в создавшейся позиции уже нет.) (Диаграмма 10) 8. b2-сЗ! g5:e3 9. сЗ-b4 а5:е5 10. f2:a5X. Ранее, если бы черные сыграли 7... b8- с7, то тогда последовало бы 8. c1-d2 с7- d6 9. b2-аЗ d6:b4 10. аЗ:с5 f6-g5, и белые провели бы ту же комбинацию: 11. d2-сЗ! g5:e3 12. сЗ-b4 а5:е5 13. f2:a5X. Также широко распространенный прием выигрыша.

Одиннадцатая ловушка

1. сЗ-b4 f6-e5 2. g3-h4 e5-f4 3. e3:g5 h6:f4 4. b4-а5 g7-f6 5. b2-сЗ h8-g7 6. a1-b2 g7-h6 7. сЗ-b4? (Благодаря ошибке белых, черные проводят комбинацию. С этой идеей вы встречались при рассмотрении восьмой ловушки. Но тогда выигрывали белые, а теперь аналогичный удар приносит победу черным. Вместо проигрывающего хода 7. сЗ-b4? белым следовало продолжать 7. f2-g3.) (Диаграмма 11) 7... f4-e3! 8. d2:f4 f6-g5 9. h4:f6 e7:e3 10. f2:d4 d6-c5 11. b4:d6 c7:a1, и черные выиграли.

Двенадцатая ловушка

1. сЗ-d4 f6-g5 2. b2-сЗ b6-а5 3. d4--c5 d6:b4 4. аЗ:с5 с7-b6 5. а1-b2 b6:d4 6. еЗ:с5 g7-f6 7. g3-h4 f8-g7 8.сЗ-d4? (Решетчатая позиция белых позволяет черным провести комбинацию и прорваться в дамки. Правильный ход - 8. b2-аЗ.) (Диаграмма 12) 8... e7-d6! 9. с5:е7 g5-f4! 10. е7:еЗ h6-g5 11. h4:f6 g7:a1 с выигрышем.

Тринадцатая ловушка

11 c3-d4 f6-g5 2. g3-f4 g7-f6 3. b2-сЗ g5-h4 4. c1-b2 f6-e5 5. d4:f6 e7:g5 6. сЗ-b4 b6-с5 7. d2-c3 h8-g7? (Последний ход приводит к поражению черных. Белые осуществляют комбинацию с проходом в дамки. Необходимо было продолжать 7... f8- g7.) (Диаграмма 13) 8. f2-g3! h4:d4 9. c3:e5 g5:e3 10. e1-f2 d6:f4 11. b4:d6 c7:e5 12. f2:h8 с легким выигрышем. Совсем незаметная ловушка!

Четырнадцатая ловушка

1. g3-f4 f6-e5 2. h2-g3 g7-f6 3. сЗ-b4 e5-d4 4. e3:c5 b6:d4 5. b4- a5 f6-g5 6. d2-e3 d6-c5 7. c1-d2 g5- h4 8. d2-сЗ? (Неосторожный ход приводит белых к поражению. У них был правильный ответ - 8. g1- h2.) (Диаграмма 14) 8... e7-d6! 9. сЗ:е5 h6-g5 10. f4:h6 d6:d2 11. e1:c3 с5-b4 12. аЗ:с5 с7-b6 13. a5:c7 b8:d2X. (Встретилось в партии Ю. Арендт - Е. Лысенко.)

Пятнадцатая ловушка

1. c3-d4 f6-g5 2. g3-f4 g7-f6 3. b2-сЗ g5-h4 4. f4-g5 h6:f4 5. e3:g5 b6-с5 6. d4:b6 a7:c5 7. сЗ-b4 b8-а7 8. a1-b2? (Эта незаметная ошибка дает возможность черным провести комбинацию с проходом в дамки. Комбинация начинается тихим ходом, вынуждающим белую простую g5 уйти на бортовое поле h6.) (Диаграмма 15) 8... f6-е5! 9. g5-h6 f8-g7! 10. h6:f8 h8-g7 11. f8:h6 е5-f4 12. h6:b6 c7:a1, и черные выигрывают.

Шестнадцатая ловушка

1. аЗ-b4 b6-а5 2. b2-аЗ с7-b6 3. a1-b2 d6-c5 4. b4:d6 е7:с5 5. g3-f4 f8-е7? (Черные попадаются в замаскированную ловушку. Надо было играть 5... f6-g5 с примерным равенством в позиции.) (Диаграмма 16) 6. сЗ-b4! a5:a1 7. f4-e5 f6:d4 8. c1-b2 a1:c3 9. d2:f8X. Такая же комбинация проходила после хода черных 5... b8-с7?

Семнадцатая ловушка

1. e3-d4 d6-e5 2. аЗ-b4 h6-g5 3. b4-с5 g5-f4 4. b2-аЗ? (Незаметная ошибка сразу ведет к проигрышу. Следовало продолжать 4. g3-h4.) (Диаграмма 17) 4... f6-g5! 5. d4:h4 b6:b2 6. a1:c3 (если 6. g3:e5, то получается то же самое) 6... е7- f6 7. g3:e5 f6:b2, и черные победили. (Так выиграл Б. Миротин у С. Воронцова.)

Восемнадцатая ловушка

1. c3-d4 b6-а5 2. b2-сЗ с7-b6 3. g3-f4 f6-g5 4. d4-e5 b8-c7? (Ошибочный ход. После него белые осуществляют комбинацию и прорываются в дамки. Правильно 4... d6-с5.) (Диаграмма 18) 5. e3-d4! g5:c5 6.f2-еЗ! d6:f4 7. e3:g5 h6:f4 8. сЗ-b4 а5:сЗ 9. d2:b8. Выигрыш белым обеспечен.

Девятнадцатая ловушка

1. аЗ-b4 h6-g5 2. b4-а5 g5-h4 3. сЗ-b4 f6-g5 4. b2-сЗ? (Ход - причина всех будущих неприятностей белых. Правильные ответы - 4. b4-с5 или 4. b2-аЗ.) 4... g7-h6 5. a1-b2. (Диаграмма 19) 5... b6-с5 6. b2-аЗ с7-b6! 7. а5:е5 g5-f4 8. b4:d6 е7:с5 9. e3:g5 h4:b2, и белые, отдав следующим ходом шашку d2, остаются в меньшинстве. (Так выиграл Е. Лысенко у Е. Свидерского.)

Двадцатая ловушка

1. c3-d4 d6-c5 2. b2-сЗ c7-d6 3. a1-b2 b8-с7 4. g3-f4 f6-g5 5.f2-g3 g5-h4 6. g1-f2 g7-f6? (Трудно поверить, что этот ход - причина всех неприятностей черных. Их дамочные поля прочно закрыты, но белые все же находят комбинационный способ прорваться на преддамочное поле. Лучший план черных связан с разменом 6... b6-а5 7. d4:b6 а7:с5.) (Диаграмма 20) 7. f4-e5! d6:f4 8. g3:g7 h8:f6 9. аЗ-b4! с5:аЗ 10. d4-c5 b6:d4 11. c3:g7. Теперь, чтобы не пустить белых в дамки, черные вынуждены отдать простую ходом 11... е7-f6, а с лишней шашкой белые обязаны победить. Мы рассмотрели с вами двадцать разных ловушек в начале партии. Все они заканчивались комбинацией. Иногда при ее помощи мы прорывались в дамки, в ряде случаев выигрывали шашку или несколько шашек. И это, как правило, приносило победу. Ловушки часто бывают незаметными, и прежде, чем сделать очередной ход, надо «семь раз отмерить его».